Белорусская автомобильная ассоциация (БАА) предлагает исключить автомобили из-под ценового госрегулирования.
Как отмечает организация со ссылкой на полученные по запросу данные Белстата, цены на легковые автомобили в декабре 2023 года увеличились на 5,57% к уровню декабря 2022 года, а в феврале 2024 года – на 2,9%.
«При официальном показателе инфляции в Беларуси за 2023 год в размере 5,8% можно смело говорить не только о стабилизации цен, но и о дефляции на рынке новых легковых автомобилей, т. е. налицо тренд снижения цен», - отмечают в БАА.
Одной из причин такой ценовой ситуации в БАА называют доминирующее положение отечественного производителя СЗАО «Белджи». По итогам 2023 года доля проданных автомобилей Geely (BelGee) составила более 72%.
«В условиях, когда контроль за ценами на продукцию отечественного производителя осуществляет государство посредством владельческого надзора в лице Минпрома, иные игроки (официальные автодилеры) в условиях здоровой конкуренции так либо иначе выстраивают свою ценовую политику с оглядкой на лидера рынка. В этой ситуации возникает резонный вопрос о целесообразности ценового регулирования автомобильного рынка нормами постановления Совета министров от 19 октября 2022 года № 713 «О системе регулирования цен» (постановление № 713)», - говорится в заявлении БАА.
В нем отмечается, что постановление № 713 существенно усложнило работу субъектов хозяйствования в автомобильной сфере. Регулирование, принятое для широкой гаммы потребительских товаров (в первую очередь продовольственных), автоматически распространилось и на легковые автомобили.
«Как итог, фактически наш автобизнес лишился традиционных в мировой практике инструментов стимулирования автомобильных продаж – перестала должным образом работать система автобонусов (стимулирующих выплат), зарегулирован автолизинг и возможности рекламы, выпали инструменты контроля стандартов обслуживания клиентов и в целом качества продаж со стороны брендодержателей. Кроме того, автодилерам пришлось существенно перестраивать свои внутренние процедуры и процессы в части оформления документации в целях организации работы в новых условиях. Возросли общие трудозатраты, сформировался избыточный документооборот, существенно выросла вероятность совершения технических ошибок при оформлении документов. С учетом вышеизложенного представляется целесообразным исключить легковые автомобили из-под действия норм постановления № 713», - заявляют в БАА.