Постановлением Министерства образования от 6 июня 2024 г. № 66 утверждены учебные программы факультативных занятий «Ремесло историка», «Человек в мире медиа: как не потеряться в эпоху фейков и мейнстримов», «Организую себя, организую других», «Сусвет Тэкст», «Финансовая грамотность. Анализируем. Планируем. Управляем», «Открой МИР заново».
Как сообщает Национальный правовой портал, программы предназначены для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания.
Так, факультатив «Ремесло историка» рассчитан на девятиклассников и направлен на совершенствование у ребят навыка читательской грамотности и активизации познавательной деятельности путем развития метапредметных умений.
В рамках обучения планируется развивать при работе с историческими источниками, документами, информацией познавательную мотивацию учащихся; повышать интеллектуальную и познавательную самостоятельность учащихся, совершенствовать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности; совершенствовать навыки работы с историческими источниками, документами для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации.
Программа занятий «Человек в мире медиа: как не потеряться в эпоху фейков и мейнстримов» предназначена для VIII (IX) класса. Ожидается, что в процессе освоения программы у детей сформируются знания и умения для эффективного и безопасного взаимодействия с информацией, полученной из медиаисточников.
Факультатив позволит: расширить имеющиеся у учащихся знания о медиа и их влиянии на жизнь человека; сформировать умения оценивать и анализировать материалы медиа разных форматов и жанров с учетом их медийной специфики; развить способности к критическому мышлению; сформировать умения эффективного и безопасного взаимодействия с информацией, полученной из медиаисточников; сформировать умения конструктивно общаться и взаимодействовать в медиасреде; организовывать личное медийное пространство.
На факультативе «Организую себя, организую других» для учащихся X–XI классов будут созданы условия для становления их функциональной грамотности посредством овладения ими эффективными формами и средствами коммуникации, неразрывно сопряженными с развитием критического мышления, креативности, эмоционального и социального интеллекта, навыков деловой кооперации, – аспектами, направленными на устойчивое развитие личности.
Согласно документу формирование функциональной грамотности направлено на решение задач, в частности, по обучению техникам управления собой, развитию умения организовывать самостоятельную (в том числе речевую) деятельность, развитию стремления к профессиональному самоопределению, росту, построению карьеры, воспитанию коммуникативной культуры учащихся, культуры делового и светского этикета и др.
Программа факультативных занятий «Сусвет Тэкст» рассчитана на X–XI классы. Ее цель – развитие у ребят универсальных компонентов функционального образования, способствующих выработке навыков осмысленного чтения и создания текстов различного типа.
Во время учебного процесса у старшеклассников будут в том числе: совершенствоваться умения работы с информацией, содержащейся в различных текстах (художественных, научно-популярных, официально-деловых, других) путем накопления знаний при изучении учебных предметов гуманитарного образования; обеспечено понимание текстов в контексте разных исторических эпох, разных коммуникативных ситуаций; формироваться навыки письменного выражения мыслей, чувств, эмоций и т.п.
В рамках факультатива «Финансовая грамотность. Анализируем. Планируем. Управляем» для IX класса планируется обеспечить усвоение учащимися элементов знаний финансовой области, релевантных для применения в повседневной жизни; приобретение детьми опыта деятельности в реальных финансовых ситуациях, относящихся к различным областям жизнедеятельности; формирование ответственного финансового поведения по отношению к себе, другим людям, обществу в целом и окружающей среде.
После обучения ребята смогут, например, выполнять практические задания, отражающие реальные жизненные ситуации проблемного характера в финансовой области, практико-ориентированные задания в условиях избытка или недостатка данных, а также задания, имеющие неоднозначное решение; проводить анализ альтернативных вариантов решений практико-ориентированных заданий с точки зрения нахождения оптимального решения; анализировать и выполнять задания, в которых элементы финансовых знаний представлены в разных контекстах, в том числе задания, связанные с чтением реальных финансовых документов, и т.д.
Факультатив «Открой МИР заново» могут посещать учащиеся VI, VII, VIII классов. Он направлен на формирование функциональной грамотности ребят в условиях современного информационного общества средствами проектной деятельности: создание условий для выработки знаний, умений и навыков работы с информацией, умения обрабатывать ее в процессе выполнения проектов; информационной культуры взаимодействия; развитие критического мышления, творческих и коммуникативных способностей; воспитание свободы проявления самовыражения в процессе проектной деятельности.
Правовой акт принят в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.